Добро пожаловать на сайт, посвящённый великому испанскому поэту Федерико Гарсиа Лорке!
 

 

Главная страница   Фотогалерея

Биография   Новости

Произведения   Разное

Рисунки   Статьи
Новости искусства      Email

 

1. Наиболее полную версию биографии Федерико вы можете прочитать в книге: "Лев Самойлович Осповат. Гарсиа Лорка. Жизнь Замечательных Людей."

 

2. Биография: Статья из книги “100 великих поэтов”

 

3. Федерико Гарсиа Лорка

    Federico Garcia Lorca

 

Федерико Гарсиа Лорка - знаменитый испанский поэт и музыкант родился 5 июня 1898 года в небольшом селении Фуэнте-Вакерос, под Гранадой. В семье постоянно звучала музыка - мать донья Висенте Лорка Ромеро, учительница начальной школы, неплохо владела фортепиано. Навсегда остались в памяти Гарсиа Лорки андалусские напевы, которые пел отец, аккомпанируя себе на гитаре.

В Гранаде юный Федерико обучался композиции и фортепиано у композитора Антонио Сегуры. По словам Лорки, Антонио Сегура помог ему сделать первые шаги в изучении музыкального фольклора Андалусии.

Музыка всегда была неотъемлемой частью жизни Гранады. Если кто-то на улице, площади или в скромном кабачке касался струн гитары и начинал петь, то не проходило и нескольких минут, как собирались слушатели. Слушатели не пассивные, слушатели - участники. С первых же звуков гитарной импровизации, мастерством которой гранадцы славились по всей Испании, исполнителей и слушателей объединяла воедино любовь к музыке, танцу, песне. В Гранаде Лорка знакомится с известным испанским композитором Мануэлем де Фалья, приехавшем сюда в 1914 году. Их объединяет любовь к народной музыке Андалусии.

В 1919 году Гарсиа Лорка поступил в Студенческую резиденцию - учебное заведение в Мадриде, созданное по типу свободных университетов. Это был один из культурных центров столицы. Здесь с молодёжью встречались выдающиеся писатели, философы, поэты: Мигель де Унамуно, Хуан Рамон Хименес, Рамон Менендас Пидаль и многие другие.

В первые же годы переезда в Мадрид у Федерико появляется много друзей. Это Сальвадор Дали, Рафаэль Альберти, Адольфо Саласар, известная испанская певица и танцовщица Энкарнасьон Лопес (Архентинита). Среди друзей поэта - крупнейшие гитаристы Андрес Сеговия и Рехино Сайнс де ла Маса, которому Лорка посвятил стихотворение "Загадка гитары".

Лорка становится постоянным слушателем концертов Национального музыкального общества, пропагандировавшего творчество отечественных композиторов - Альбениса, Гранадоса, Хоакина Турины и многих других. Огромное впечатление произвело на Гарсиа Лорку исполнительское искусство пианистов Рикардо Вивьеса, Клаудио Аррау, гитаристов Андреса Сеговия и Рехино Сайнса де ла Маса. Под впечатлением состоявшегося в мае 1920 года в Гранаде концерта Рехино Сайнса де ла Маса, Лорка пишет рецензию в "Gaceta del Sur", в которой поэт высоко оценил мастерство гитариста. Эта статья - одно из свидетельств глубоких познаний Лорки музыкального искусства Испании, и, в частности, искусства виуэлистов XVI века. В XVI веке виуэла была одним из самых распространённых инструментов, под аккомпанемент которого исполнялись песни. Наиболее значительными исполнителями пьес для виуэлы были Луис Милан, Мударра и другие, имена которых упоминает Гарсиа Лорка.

"Двадцатого, - писал Гарсиа Лорка, - в четверг перед гранадской публикой выступил один из самых интересных представителей артистической молодёжи Испании, интересный как своей жизнью, так и своим искусством. Подобно Льобету и Сеговии, он тоже странствующий рыцарь, который с гитарой за спиной бродит из края в край, впитывая в себя пейзажи тех мест, где звучит старинная музыка. Это Сайнс де ла Маса, человек, исполненный прежде всего волнения и меланхолии... Идеал Сайнса де ла Маса - бродить, видеть новое, менять горизонты. Это же стремление искать что-то новое в жизни, наслаждаться новыми и неведомыми цветами на своём пути заставило Сайнса де ла Маса извлечь испанских виуэлистов из старых ларей, покрытых паутиной. Искусство Сайнса де ла Маса делает чудеса. Этот великий гитарист сумел встать рядом с теми, кто терпеливо открывал и распространял старинную испанскую музыку. В этом его двойная заслуга - художника и патриота. В основе сочинений испанских виуэлистов всегда лежит народная мелодия. Не усложняя её, они достигли звучания полного обаяния и простоты... Эти изумительные музыканты XVI века - свидетели создания фуги и канона, - открывшие путь, который потом должны были пересечь Бах и Моцарт, вернулись к новой жизни... Грусть и радость Диего де Нарваес-и-Мударра и скрытая печаль такого тонкого артиста, как Луис Милан (Мирафлор), были услышаны снова в XX веке в Испании благодаря выдающемуся музыканту, с нежностью разыскивающему в библиотеках пожелтевшие страницы и удостоившему особой чести бедную оклеветанную гитару".

Гитара вдохновила Лорку на создание ряда стихотворений, её образ присутствует во многих его сочинениях. Чувства к "королеве" инструментов, как испанцы называют гитару, Лорка выразил следующими словами:

Когда умру,

Схороните меня с гитарой...

("Помни" Перевод Инны Тыняновой)

Без гитары нет искусства канте хондо. Гитарист не только аккомпанирует певцу, он его вдохновляет и своей импровизацией властно захватывает внимание слушателей.

Федерико был талантливым гитаристом, участником многих музыкальных вечеров. Друзья поэта вспоминают об одном из них, состоявшемся в 1918 году во дворе таверны, принадлежавшей отцу гитариста Анхеля Барриоса. Находившиеся здесь участницы гастролировавшего в Гранаде русского балета Сергея Дягилева устроили импровизированное представление. Их танцы, особенно танцы знаменитой Тамары Карсавиной, сопровождались игрой двух гитаристов - Гарсиа Лорки и Анхеля Барриоса (не Мангорэ).

В 1922 году в Гранаде состоялся фестиваль песен "канте хондо". Цель фестиваля - по замыслу его организаторов - Мануэля де Фальи и Федерико Гарсиа Лорки - состояла в собирании подлинных напевов канте хондо, в выявлении талантливых исполнителей, в возрождении интереса в к этому древнему искусству.

7 июня 1922 года Федерико вместе с Андресом Сеговией выступает в концерте, посвященном предстоящему фестивалю. Участие Лорки в подготовке к фестивалю во многом содействовало его успешному проведению. В дальнейшем Лорка продолжает уделять большое внимание сохранению фольклора. Искать, записывать и обрабатывать народные напевы было для Лорки потребностью. За влюблённость в фольклор друзья полушутя называли его "фольклористом". Федерико изучает статьи Фелипе Педреля о фольклоре, его сборники народных песен и, особенно, его "Cancionero musical popular espanol" - четырёхтомное собрание народных песен различных областей Испании.

Запись и гармонизация народных песен обнаруживают в Гарсиа Лорке тонкого знатока музыкального фольклора Испании. Собирая, записывая и исполняя народные песни, он объединял в своём лице поэта, композитора, певца. Его благородная деятельность была продолжением славных традиций испанских народных музыкантов, которые бережно сохраняли для следующих поколений любимые народом песни и танцы. В этом - одна из заслуг Федерико Гарсиа Лорки перед национальной культурой Испании. "Я пишу стихи, - говорил Лорка, для того, чтобы люди любили меня". Людям отдавал он свои песни. У Лорки была потребность разделить с друзьями восхищение записанной мелодией или старинным напевом из cancionero. Для него это было необходимо, и, сам себе аккомпанируя, Лорка пел, напоминая странствующих по дорогам Испании народных певцов - хугларов. В сущности, Лорка и был хугларом.

Музыкальная одарённость Гарсиа Лорки восхищала не только его соотечественников. Восторженные отзывы иностранных деятелей культуры о нём многочисленны. Франция, США, Куба, Аргентина, Уругвай - далеко не полная география его популярности.

В этом аспекте особый интерес представляют высказывания Лорки о русских композиторах, об использовании ими песен канте хондо.

"В 1847 году, - говорит Гарсиа Лорка в лекции, - Михаил Иванович Глинка приехал в Гранаду... Он подружился со знаменитым гитаристом того времени Франсиско Родригесом Мурсиано и часами слушал его импровизации... По возвращении к себе домой он рассказывал об особенностях наших песен, которые изучил и использовал в своих сочинениях. Композитор нашёл подлинный источник творчества. К этому источнику обращались и другие русские композиторы. Доказательство тому - "Воспоминание о летней ночи в Мадриде" Глинки, фрагменты "Шахеризады" и "Испанское каприччио" Римского-Корсакова, который всем вам знаком. Итак, вы видите, как своеобразие канте хондо повлияло на Москву из Гранады, как печаль de la Vela (название старинной башни в Гранаде) подхватили далёкие колокола Кремля. В Испании канте хондо не случайно оказало влияние на всех музыкантов, которых я называю великой Испанской струной, от Альбениса до Фальи через Гранадоса. Ещё Педрель использовал народные песни в опере "Селестина", к нашему стыду так и не поставленной в Испании, и указал этот путь. Но гениальным решением было решение Исаака Альбениса, который ввел в свои произведения лирическую основу андалусской песни".

Вклад в мировую и в частности испанскую культуру, который внес Федерико Гарсиа Лорка, огромен. К сожалению, поэту не суждено было прожить долгую жизнь. В самом начале гражданской войны в Испании, 19 августа 1936 года, жизнь поэта трагически оборвалась.

 

4. Федерико Гарсиа Лорка

(1898 - 1936)

 

Федерико Гарсиа Лорка родился 5 июня 1898 года недалеко от Гранады в местечке Пастуший Ключ (Fuentevaqueros). Его отец - Федерико Гарсиа Родригес был состоятельным землевладельцем, а его мать - Висента Лорка Ромеро - школьной учительницей. Это был второй брак отца Лорки. В семье, помимо Федерико, было еще трое детей: Франсиско, Консенсьон и Исабель. Детство юного Федерико прошло в атмосфере поэзии и музыки: его мать превосходно играла на фортепиано, а отец любил петь старинные андалузские песни "канте хондо " и играть на гитаре. В 1909 году семья переезжает в Гранаду, а Федерико поступает в школу. В 1914 году Лорка поступает в университет Гранады на факультет филологии, философии и права. Там он пишет тайком свои первые стихи. Это дает свои результаты, т.к. к 1917 году выходит его первая публикация: эссе к столетию Соррильи, а в 1918 году - первая книга. Это был сборник зарисовок "Впечатления и пейзажи", навеянный его поездками по городам Старой Кастилии.

1919 год ознаменовывается началом его знакомства с такими великими личностями, как Дали и Бунюэль. Например Бунюэль так описывал Лорку в то время: "... блестящий и чарующий молодой человек с явно видимым стремлением к изяществу и элегантности в одежде - его галстуки всегда отвечали самому безупречному вкусу... ".

Лорка прибыл в Мадрид для изучения философии, но вскоре переключился на литературу. Он не терял времени даром - и скоро достиг того, что его стали знать все. Комната Лорки в Ресиденсии скоро стала одним из наиболее важных мест в Мадриде, где встречались самые разные люди. Именно тогда зародилась дружба Лорки с Сальвадором Дали, впоследствии чего Лорка влюбится в великого художника. Сам Дали описывал их первую встречу так: "Передо мной внезапно предстало во плоти и крови явление Поэзии во всей его полноте и наготе - смущенное, кровавокрасное и возвышенное, трепещущее тысячью мрачных огней и токами подземного биоса, как это свойственно всякой материи, которой дарована оригинальность ее собственной формы ".

В 1921 году в Мадриде выходит первый сборник стихов Лорки " Книга стихотворений ". Годы с 1921 по 1924 ознаменовались его лекцией о "канте хондо", прочитанной в Гранаде, постановкой кукольного спектакля для детей и получением диплома об окончании Гранадского университета. Лорка хочет быть преподавателем литературы, однако поэзия пересилила. Лорка начинает много писать, и поэзия захватывает его целиком.

В 1925 году вместе с Сальвадором Дали Лорка отправляется в Кадакес. Там он знакомится с сестрой Сальвадора Аной Марией. Ана Мария, увидев Лорку, впервые испытала влюбленность. В тот момент она считала, что Лорка тоже влюбился в нее. На протяжении всей своей жизни Ана Мария никогда не призналась в правде, что человеком, в которого действительно был влюблен поэт и которого он в это время всерьез домогался, был ее родной брат. Друзья детства Дали приходили к нему, чтобы познакомиться с Лоркой и послушать его единственную пьесу исторического характера о народной героине Гранады, которую в 1831 году казнили за участие в заговоре - " Мариану Пинеду ". Эта пьеса была также поставлена в Мадриде и имела бешеный успех. В 1926 году Лорка публикует " Оды Сальвадору Дали ", в которых он захвачен волшебными днями и ночами, проведенными в Кадакесе. Вначале в ней было сто пятьдесят строк, а потом она разрослась почти до пятисот. Ода была написана двенадцатисложным стихом с парной рифмой и рассказывает не только о дружбе поэта с художником, но и о разделяемой ими обоими любви к гармонии, симметрии и ясности.

Находясь в Гранаде, Лорка пытается заработать денег писательством, чтобы присоединиться к Дали и быть ближе к нему. Он тратит массу времени на подготовку к выпуску литературного журнала, который должен был выходить как приложение к местной газете " Защитник Гранады ". Лето 1927 года они снова проводят вместе в доме Дали. В это время в Барселоне шли спектакли " Марианы Пинеды ", после которых они и приехали снова в Кадакес. Спустя месяц, Лорка напишет Дали длинное письмо: повторяет слова о впечатлении, которое произвели на него окрестности Кадакеса, говорит, насколько его восхищают картины Дали и извиняется за свое "ужасающее" поведение по отношению к нему. В 1928 году появляется на свет книга стихов "Цыганский романсеро", принесшая Лорке славу.

В 1929 году Федерико Гарсиа Лорка уезжает более чем на год в Америку, в Нью - Йорк. Оттуда держит путь на Кубу, где напишет сборник "Мотивы сна", а в июне 1930 года возвращается на родину. В этот период Лорка публикует "Поэму канте хондо", "Диван Тамарита" и пьесу "Когда пройдет пять лет". Эта пьеса окажется пророческой, ибо ровно через пять лет Лорки не станет. В 1932 году Лорка создает свой передвижной студенческий театр "Ла Баррака". Он ездит по деревням и небольшим селениям, где театр дает представления на площадях и просто на улицах. Тем самым, поэт знакомит отдаленные уголки страны с произведениями национальной классики. В марте 1933 года состоялась премьера трагедии "Кровавая свадьба" в мадридском театре Беатрис, в апреле - "Любовь дона Перлимплина", а с сентября поэт покидает Испанию, и начинаются его гастроли по Латинской Америке.

В 1934 году Лорка возвращается в Испанию. Он публикует трагедию "Йерма", а в начале 1935 года - "Речь о театре" и "Плач по Игнасио Санчесу Мехиасу". В августе он завершает книгу "Поэт в Нью - Йорке". В сентябре Лорка приезжает в Барселону, где в "Театро Барселона" ставится пьеса Лопе де Вега "Дурочка" в версии Лорки.

Узнав, что он в городе, Дали решает, спустя семь лет после их разрыва, увидеть поэта. Лорка, по случаю того, что снова оказался рядом с великим живописцем, был весел, бодр и не скрывал этого. Одно из последних писем, уцелевших от этой необычайной дружбы, было написано Дали в марте 1936 года, и в нем он просит, чтобы Лорка навестил его в Порт - Льигате. Но Лорка не приехал и остался в Гранаде, чтобы ухаживать там за больным отцом. Им не было суждено встретиться вновь. 18 (по некоторым данным 16)Августа Федерико Гарсиа Лорку арестовали, затем посреди ночи его вывезли за город и расстреляли фалангисты. Так на 39 году оборвалась жизнь одного из самых великих поэтов Испании, да и XX века в целом...

Фирма продает билеты на концерт на площадки Москвы
Hosted by uCoz