|
6 июня 2008
года
Погиб поэт
К юбилею Федерико Гарсиа Лорки
2008-06-05
/
Сергей Шаргунов
В день
рождения (ему сегодня 110) хочется вспомнить его смерть.
Лорку убили за
политику.
Арестовали за
политику.
Как Николая
Гумилева. Казалось бы, два совсем разных человека. «Белый»
мужественный и «красный» изнеженный. Но дихотомия снимается,
если вспомнить, что оба были настроены против диктата и
диктатом убиты (ибо мятежники). И грозным бруталом Гумилева
не назовешь. Достаточно вспомнить, как он, промчав долгий
путь, приехал к Анне Ахматовой, заглянул в щелку забора,
увидел ее платье и, не дав о себе знать («как желтый
одуванчик у забора»), тотчас устремился прочь. Можно
проехать и дальше – до того общего поэтического знаменателя,
где Лорка и Гумилев предстают экзотами, романтиками
поверхностного слоя бытия, страстными скитальцами,
ценителями острых красок, звериных воев, простонародных
напевов, аристократичного струения луны, а гумилевский
акмеизм перемигивается с лорковским едва ли не имажинизмом.
Еще их сближали негры, очевидно, привлекая своей
природностью, первозданностью, парной глиной облика и
эмоций. Гумилев путешествует по Африке. Лорка выпускает
сборник «Поэт в Нью-Йорке», где черные пантеры Гарлема так и
сверкают в трудовом поту. Оба любили цыган… (Вспоминается
гумилевское «У цыган»: «Девушка, смеясь, с полосы кремневой
узким язычком слизывает кровь…») Оба любили несчастную
любовь. (Лорка: «Апельсин и лимоны. Ай, разбилась любовь со
звоном».)
И можно просто говорить о
некотором презрении к реальности, когда предельная
чувственность, упоение жизнью позволяет с хмельной легкостью
отбросить всю ее, как звонкий кубок. Отсюда – если верить
расстрельщикам – улыбочка Гумилева навстречу пулям или
Лорка, отвернувшийся пренебрежительно.
Тела обоих
поэтов зарыли в общих ямах. И это дало повод выстраивать
версии о чудесном спасении: Фернандо Мариасу в романе
«Волшебный свет» (про Лорку) и Андрею Лазарчуку с Михаилом
Успенским в романе «Посмотри в глаза чудовищ» (про
Гумилева).
Особенно ярко
личность раскрывается в напряженной витальности. Воля к
власти, к впечатлениям, к обладанию выводит на кратчайшую
прямую к смерти. А по краям дороги вырастают пророческие
стихи о близкой развязке. Воля к краскам заканчивается
победой одного единственного цвета – ослепительно-белого, в
котором одновременно вспышка зачатия и выстрела, вмиг
стирающего прежнюю жизнь. Разумеется, расстреливают поэтов
по нелепой случайности. Какова бы ни была степень их участия
в борьбе, законы войны на них не распространяются. «Погиб
солдат» – и можно добавить: невольник чести или невольник
каски. А поэт – невольник краски. Эгоцентрично перебирающий
роскошную палитру в жажде последнего мазка, имя которому –
абсолютное самоотречение.
Почему-то мало
кто рассматривает важный феномен: политизированность
эстетов. Читая Лорку, вспоминаешь то его идеологического
антипода Гамсуна, то собрата по «левизне» Бабеля (через
четыре года после Лорки Исаака Эммануиловича казнят в
благословляемой обоими Советской России). Их роднит один и
тот же прием – постоянное наложение слов с разной
семантикой, сочетание несочетаемого, изготовление обжигающих
стилистических коктейлей вроде «согбенных сердец»,
«безнадежного паруса» или «смешливой кобуры»… Не всегда
гулкий оксюморон, чаще мелодичная метонимия, но вот
психоделика неизменна. Через этот стиль (смещение и
разрушение границ обыденного) и приоткрывается тип
человеческой единицы, увлеченной политикой, но по мысли
аполитичной, далекой от сует. Политика влечет как
возможность преображать реальность фантазмами. Больше,
участие в политике такой единицы – это форма тайного
преодоления социума, издевка изнутри.
Есть версия,
что Федерика Гарсиа Лорку убили, следуя личному приказу
каудильо Франко. Такого мнения придерживается исследователь
Ян Гибсон. Лорка поехал в Гранаду. И стал раздражителем,
красной тряпкой для набыченного юга Испании. Сам генерал
объяснял все прагматично: «В тот момент нужно было
предвидеть любые ответные действия со стороны левых. Поэтому
приходилось расстреливать самых видных среди них». Сразу
после убийства имя Лорки было залито в Испании помоями.
Книги запрещены на сорок лет, чтобы теперь, как водится, его
памятник украсил центр Мадрида. Обывателю, подозреваю, и без
того равнодушному, внушали, что это бездарь, агент зарубежа,
«левый террорист» и вдобавок извращенец (за последнее и
убитый). Все это было отчасти правдой, включая
сюрреалистические отношения Лорки и Сальвадора Дали. Клевета
была в главном. И вопреки этой клевете Лорка талантлив, как
длинное лето. Рожденный в июне, в августе убитый.
Между тем для
многих он стал символом. Красные лоскуты на рогах быка,
строка, оборванная пулей, торжество через поражение. Кстати
сказать, им бредили и поэты «советской оттепели». Евтушенко
писал:
Когда убили
Лорку, –
а ведь его
убили! –
жандарм
дразнил молодку,
красуясь на
кобыле.
(Лорку
незадолго до смерти привлекли к суду за стихотворение про
жандармов, почти как сыктывкарца Савву Терентьева пытаются
судить в наши дни за «антиментовскую» хохму в его ЖЖ.)
Странно, что
Андрей Вознесенский, декларировавший: «Уроки Лорки – не
только в его песнях и жизни. Гибель его – тоже урок.
Убийство искусства продолжается», не сочинил что-нибудь
вроде:
Звенит
ручьями, Россия,
Не киснет
бассейном
с хлоркой,
Не спит
Федерик Гарсиа
Лорка…
Нынче Лорку
вспоминают редко. Мечтатели – зазорны в эпоху геронтократии,
то есть «обожания бабок». Но почему-то, словно бы благодаря
потешным и мнимо всесильным обстоятельствам антипоэтичности,
он вдруг становится символично важен.
Поэт.
Драматург. Прозаик. Художник-график. Музыкант.
Пускай усну
нежданно,
усну на миг,
на время,
на столетья,
но чтобы знали
все, что я не
умер,
что золотые
ясли – эти губы,
что я товарищ
западного
ветра,
что я большая
тень моей
слезинки.
Вы на заре
лицо мое закройте,
чтоб муравьи
мне глаз
не застилали.
Сырой водой
смочите мне
подошвы,
чтоб
соскользнуло жало
скорпиона.
Ибо хочу
уснуть я – но сном
осенних яблок
–
и научиться
плачу, который
землю смоет.
Ибо хочу
остаться я в том
ребенке
смутном,
который
вырвать сердце
хотел в
открытом море.
|
29 ноября 2007
года
Министерство культуры Испании выкупило рукопись Федерико
Гарсиа Лорки поэмы "Распятие"
Министерство культуры Испании в среду объявило, что
приобрело одну из рукописей испанского поэта Федерико Гарсиа
Лорки на лондонском аукционе Sotheby's, передает агентство
France Presse.
По словам представителя министерства, после консультаций с
Фондом Гарсиа Лорки за лот заплатили 30757 евро. Рукопись
содержит 42 строчки из поэмы "Распятие", написанной поэтом и
драматургом в октябре 1929 года во время его длительной
поездки в США. Кроме того, испанский архив Лорки пополнили
два его письма.
Предварительная цена рукописи составляла от 27 до 41 тысячи
евро, отмечает агентство. Личность покупателя, который
участвовал в аукционе по телефону от имени испанского
министерства, Sotheby's не раскрывает.
Поэт и драматург Гарсиа Лорка родился в 1898 году. Его
наиболее знаменитыми пьесами стали трагедия "Кровавая
свадьба" (1933) и драма "Дом Бернарды Альбы" (1936). В 1936
году его расстреляли франкисты близ Гранады. После
гражданской войны в Испании произведения Лорки были
объявлены вне закона.
|
30
октября 2007 года
30.10.2007
14:07:52
Гомосексуальный роман Сальвадора Дали
и
Федерико Гарсии Лорки будет экранизирован
Критики
подвергают сомнению сексуальный аспект отношений двух гениев
Гомосексуальный любовный роман двух испанских
знаменитостей – художника Сальвадора Дали и драматурга
Федерико Гарсии Лорки – станет сюжетом нового художественного
фильма под названием «Little Ashes».
Фильм,
названный в честь
одной из картин Дали, будет повествовать о
приезде 18-летнего Дали в Мадрид в 1920-х годах и его
последовавшей дружбе с драматургом Лоркой.
С углублением отношений между двумя,
сексуально подавленный художник не в состоянии продолжать
роман и вместо этого позволяет Лорке вступать в сексуальные
отношения с женщиной.
Подобная
интерпретация событий британским сценаристом Филиппой
Гослетт уже вызвала большие споры среди историков и
биографов, многие из которых отрицают, что отношения пары
выходили за рамки платонических.
Хотя об интимных отношениях двух знаменитых
испанцев много говорили, сам Дали говорил журналистам, что
он отверг попытки Лорки его совратить.
В интервью французскому поэту-сюрреалисту
Алену Боскету в 1969 году Дали говорил о Лорке: «Он был
гомосексуалом, как все знают, и до умопомрачения влюблен в
меня. Он дважды пытался в меня проникнуть. Меня это очень
раздражало, поскольку я не был геем и не собирался
сдаваться. Кроме того, это больно. Так что ничего из этого
не получилось».
При этом Дали признался, что «был ужасно
польщен престижем. В глубине себя я чувствовал, что он был
великим поэтом и, что я должен ему крохотную часть
божественной анальной дырочки Дали».
Гослетт, тем не менее,
продолжает считать, что их отношения на каком-то этапе все
же приобрели сексуальный оборот. Она говорит, что «после
большой исследовательской работы ясно, что что-то имело
место, без вопросов».
Ян Гибсон, являющийся биографом и Дали и
Лорки, относится к сексуальной стороне их отношений со
скептицизмом. Он говорит: «Все зависит от того, что в вашем
понимании роман». И добавляет, что Дали «был в ужасе, когда
кто-то к нему прикасался, так что я не думаю, что Лорка
зашел далеко».
В новом фильме роль усатого эксцентрика
сыграет 21-летний актер Роберт Пэттисон, ранее игравший
Седрика Диггори в фильмах о Гарри Поттере. Роль Лорки
сыграет испанский актер Хавьер Белтран.
GayRussia.Ru, по
материалам PinkNews.Co.Uk
|
27 июля 2007
Убийство Федерико Гарсиа Лорки организовали его двоюродные
братья
Авторы
нового документального фильма, снимающегося сейчас в
Испании, утверждают, что Федерико Гарсиа Лорка пал жертвой
многовековой семейной вражды, сообщает The Times.
Федерико Гарсиа Лорка был убит в августе 1936 года и в канун
70-летия со дня этого события создатели фильма решили
разгадать самую большую загадку, мучающую всю Испанию - кем
был убит знаменитый поэт и драматург и где он похоронен.
Согласно новым свидетельствам, которые удалось обнаружить,
истинные причины гибели Лорки таятся во многовековой вражде
между семьей поэта и другим родственниками - семьями Ролдан
и Альба. В частности, эти родственники были взбешены
шедевром Лорки - пьесой "Дом Бернарды Альбы", законченной им
незадолго до смерти. Они восприняли историю о тираническом
андалузском матриархе как выпад против них лично. Кроме
того, существовали и политические причины - члены семьи
Гарсиа Лорки были сторонниками республиканцев, а Ролданы и
Альба - ярые франкисты. Однако, по мнению авторов фильма,
наибольшее раздражение у родственников вызывала открытая
гомосексуальность Лорки.
За
убийством Федерико Гарсиа Лорки стоят его двоюродные братья,
Орасио и Мигель Ролдан (Horacio and Miguel Roldan), богатые
гранадские землевладельцы, утверждают создатели фильма. Эти
двое активно поддержали военный путч генерала Франко и
явились организаторами так называемых фашистских "батальонов
смерти", которые прочесывали район Гранады во время первых,
самых кровавых недель Гражданской войны в Испании. С подачи
своих двоюродных братьев Лорка был увезен из дома и
расстрелян, как республиканец, коммунист и гомосексуалист
одним из таких батальонов.
Непосредственный убийца поэта, некий Хуан Луис Трескастро
Медина (Juan Luis Trescastro Medina), также являвшийся его
дальним родственником, хвастливо заявлял в баре той же
ночью: "Я всадил две пули в его задницу за то, что он
голубой!", утверждают создатели фильма.
Предполагается, что фильм выйдет на экраны в сентябре.
Убийство Лорки, как и его творчество, было запретной темой в
течение 36 лет диктатуры Франко. После смерти Франко в 1975
году предпринимались спорадические попытки выяснить, что же
произошло в августе 1936 года, а также найти точное место
захоронения останков поэта, однако они наталкивались на
сопротивление со стороны родственников Лорки. Считается, что
Федерико Гарсиа Лорка захоронен на холме в оливковой роще
недалеко от Гранады.
Ссылки
по теме
-
Playwright's
mysterious killers to be 'unmasked' in new film
- The Times, 27.07.2006
-
В Испании ищут могилу Фредерико Гарсиа
Лорки
- Lenta.ru, 06.09.2003
-
Мигель Эрмоса создал необычную историю
о жизни Лорки
- Lenta.ru, 21.06.2003
URL: http://lenta.ru/news/2006/07/27/lorka/ |
19 августа
2006 года
Новости // Мир
19.08.06 // 09:03
70 лет назад расстрелян Федерико Гарсия Лорка
70 лет назад, в 1936 расстрелян фашистами Федерико Гарсия
Лорка, испанский поэт и драматург, сделавший немало для
популяризации и освещения цыганской культуры. Был расстрелен
за то, что хотел остаться человеком.
Федерико Гарсия Лорка родился в 1898 году. Его детство
прошло в атмосфере поэзии и музыки: его мать превосходно
играла на фортепиано, а отец любил петь старинные
андалузские песни «канте хондо» и играть на гитаре. В 1914
году Лорка поступает в университет Гранады на факультет
филологии, философии и права. Там он пишет свои первые
стихи, и в 1917 году выходит его первая публикация - эссе к
столетию Соррильи, а в 1918 году - первая книга. Это был
сборник зарисовок «Впечатления и пейзажи», навеянных его
поездками по городам Старой Кастилии. В 1921 году в Мадриде
выходит первый сборник стихов Лорки «Книга стихотворений».
Годы с 1921 по 1924 ознаменовались его лекцией о «канте
хондо», прочитанной в Гранаде, постановкой кукольного
спектакля для детей и получением диплома об окончании
Гранадского университета.
Лорка начинает много писать, и поэзия захватывает его
целиком. Среди произведений Федерико Гарсиа Лорки - стихи,
поэмы, драмы, пьесы для кукольного театра: «Злые чары
бабочки», «Канте хондо», «Мариана Пинеда», «Цыганское
романсеро», «Поэт в Нью-Йорке», «Когда пройдет пять лет»,
«Чудесная башмачница», «Кровавая свадьба», «Любовь дона
Перлимплина», «Плач по Игнасио Санчесу Мехиасу», «Дом
Бернарды Альбы» и другие. После провозглашения республики
(1931) Гарсиа Лорка примкнул к передовой части испанских
писателей. В 1931-1933 годах возглавлял передвижной
студенческий театр «Ла Баррака», ставивший пьесы испанских
классиков. В деревнях и небольших селениях театр давал
представления на площадях и просто на улицах.
19 августа 1936 года в местечке Виснар в десяти километрах
от Гранады франкисты расстреляли испанского поэта, который в
свои тридцать восемь лет был известен уже всему миру. Он
похоронен здесь же в братской могиле вместе с еще тремя
тысячами жертв франкистских репрессий, убитых без суда и
следствия, в начале развязанной Франко гражданской войны в
Испании.
|
18 августа
2006
В Испании отметили 70-летие гибели Федерико Гарсиа Лорки
Испанская литературная общественность собралась в Гранаде,
чтобы отметить 70-летие со дня смерти поэта и драматурга
Федерико Гарсиа Лорки, убитого 18 августа 1936 года. В город
приехали биограф Лорки Иэн Гибсон, кинорежиссеры Мигель
Эрмосо и Эмилио Руис Баррачина, певец и гитарист Амансио
Прада, поэт Маркос Ана и многие другие, сообщает газета ABC.
Накануне годовщины выяснились новые обстоятельства гибели
поэта. Так, стало известно, что к убийству Лорки были
причастны члены родственных его кланов, сторонники
франкистов. Поэта и еще несколько местных жителей похоронили
в братской могиле недалеко от Гранады.
Министерство культуры Испании хотело бы перезахоронить поэта
с почестями, но его семья выступила против этой инициативы.
Лаура Лорка, племянница поэта и глава Ассоциации Гарсиа Лока
уверена, что "мы не узнаем ничего нового, открыв могилу, где
похоронен Федерико... Для нас это место теперь - кладбище,
на нем он покоится вместе с сотнями других убитых. Мы хотели
бы уважения к обстоятельствам его смерти, а его могилу нужно
уберечь от спекуляций и нездорового любопытства". Заявление
Лауры Лорка цитирует BBC News.
Отказ
семьи Лорки эксгумировать могилу породил новую волну
спекуляций: многие, в том числе исследователь Иэн Гибсон,
уверены, что родственники вывезли тело поэта еще в годы
войны и перезахоронили его на одном из принадлежащих семье
участков.
|
16 марта 2004
Лорка:
эксгумировать или оставить в общей могиле?
Федерико Гарсиа Лорка был взят в плен армией Франко,
расстрелян недалеко от Гранады в 1936 году и похоронен в
общей могиле. В сентябре 2003 его останки были найдены и
идентифицированы. Теперь вся Испания спорит о том, стоит ли
что-то менять: с одной стороны, неестественно оставлять
героя нации в общем захоронении, с другой - против возможной
эксгумации выступают не только те, кто потерял во время
гражданской войны своих родных и считает внимание к одному
из них несправедливым, но и родственники поэта. Его
племянница Лаура Гарсия Лорка де Лос Риос, возглавляющая
музей Лорки в Гренаде, считает, что "массовые захоронения -
это такое же святое место, как и кладбище. Мой дядя покоится
вместе с другими хорошими и благородными людьми, и я не
думаю, что стоит осуществлять эту весьма грубую по своей
природе акцию" (BBC).[ 16.3.2004 ]
|
6 сентября
2003
В Испании ищут могилу Фредерико Гарсиа Лорки
Испанская ассоциация восстановления
исторической памяти в скором времени намерена начать
раскопки захоронения, в котором покоится великий поэт
Фредерико Гарсиа Лорка, сообщает
РИА "Новости".
Цель
раскопок - идентификация останков поэта, расстрелянного
франкистами в 1936 году. Место его захоронения известно с
точностью до десятка метров. Опознанию поможет череп Лорки,
имеющий уникальную форму.
Вместе
с поэтом будут торжественно преданы земле останки и других
жертв франкизма.
Ссылки
по теме
http://lenta.ru/mmkf/2003/06/21/lorca/
|
21 июля 2003
Мигель Эрмоса создал необычную историю о жизни Лорки
21
июня в рамках конкурсной программы XXV ММКФ состоится показ
фильма испанского режиссера Мигеля Эрмосы "Божественный
огонь" (La Luz Prodigiosa). Главные роли в картине по роману
Фернандо Мариаса исполнили Альфредо Ландра и Нино Манфреди.
В 30-е
годы, когда власть в Испании оказывается в руках генерала
Франко, 17-летний пастух Хоакин спасает тяжелораненого
человека, сумевшего выжить во время массового расстрела.
Спасенный страдает потерей памяти и лишь иногда произносит
странные слова вроде "черепаха". После нескольких недель
ухода за раненым Хоакин сдает его в церковный приют и
отправляется на фронт. Новая встреча бывшего пастуха с
Галапаго ("черепахой") происходит спустя несколько
десятилетий - в 1980 году.
Пытаясь установить личность спасенного им незнакомца, Хоакин
приходит к неожиданному выводу - сумасшедший Галапаго, на
самом деле, может оказаться великим испанским поэтом
Федерико Гарсия Лоркой, чье тело так и не было найдено в
годы гражданской войны в Испании.
Яркая
экранизация заслужившего признание романа Фернандо Мариаса
окажется интересной и для старых поклонников творчества
Лорки, и для тех, кто подобно Хоакину узнал о его
существовании совершенно случайно. Кроме того, в фильме
Эрмосы есть авантюрный элемент, по духу схожий с работами
популярного ныне соотечественника Лорки - Артуро-Переса
Реверте.
URL: http://lenta.ru/mmkf/2003/06/21/lorca/
|
21 октября
2001
Награды "ТЭФИ" вручены: НТВ получило 9 статуэток
Поздно вечером в субботу 21 октября в
концертном зале Россия завершилась церемония награждения
лауреатов национальной телевизионной премии ТЭФИ-2000. В 24
номинациях на получение премии претендовали 367 кандидатов.
9 наград досталось представителям НТВ, пять - у ОРТ, две - у
РТР. Одновременно были оглашены результаты интерактивного
голосования в Интернете по тем же номинациям - на сайте
tefi.yandex.ru, где
свой голос за разных претендентов отдали свыше 20.000
пользователей Сети.
Приводим полный список победителей ТЭФИ-2000 в том виде, в
котором он опубликован агентством РИА "Новости".
Первыми обладателями наград "ТЭФИ"
стали программы канала ОРТ - "Цивилизация" цикла "Гении и
злодеи уходящей эпохи" (номинация "Научно-популярная
программа") и
"Серебряный шар" ("Просветительская
программа").
Приз
жюри "ТЭФИ" "За личный вклад в развитие ТВ" присужден
легенде советского телевидения Валентине Леонтьевой.
Телевизионным событием года признано
открытие вещания спутниковой телекомпании "НТВ-плюс".
Лучшим
ведущим информационной программы
впервые стала представительница регионального телевидения -
Анна Титова ("Четвертый канал", Екатеринбург). Представитель
регионов стал победителем и в номинации "Оператор"
- премию получил Эдуард Кечеджиян из Ростова.
Лучшим ток-шоу
признана телевизионная передача "Глас народа" (НТВ). Победу
в номинации "Публицистическая
программа" одержал
телеочерк Александра Зиненко "Профессия - репортер" - "Сны
надзирателя" канала НТВ.
Лауреатом премии "ТЭФИ-2000" в
номинации "Юмористическая
программа" признана
программа "Итого" с Виктором Шендеровичем. Лучшей
музыкальной программой стал проект "В нашу гавань заходили
корабли" канала НТВ. Программа "Star старт" (ТВ-6 Москва)
получила награду как
лучшая передача для детей.
Лучшим
художественным игровым сериалом
года признан сериал "Убойная сила" (ОРТ), а лучшим
художественным игровым фильмом
- "Ужин в четыре руки" телеканала "Россия".
В номинации "Телевизионный
документальный фильм"
награду получила картина "Федерико Гарсиа Лорка. Загадка
любви и смерти" (ОРТ),
среди
документальных сериалов
лауреатом признана картина "Десять лет, которые..." (REN-TV).
Награду в номинации "Продюсер"
получил Борис Зосимов, который предстваляет канал МТВ.
Ведущий программы "Пока все дома" на канале ОРТ Тимур
Кизяков стал лауреатом в номинации "Ведущий
развлекательной программы".
Лучшим сценаристом года
признан драматург Виктор Славкин - один из создателей
программы "Старая квартира" телеканала "Россия". Лауреатом
премии в номинации "Спортивный
комментатор, ведущий спортивной программы"
стал Владимир Маслаченко (НТВ, НТВ-Плюс).
Ведущая программы "Герой дня" Светлана
Сорокина победила в номинации "Интервьюер".
В номинации "Репортер"
победителем объявлен Михаил Дегтярь ("Большой репортаж",
РТР).
Специальными призами жюри "ТЭФИ" отмечены проект "Живой
Пушкин" Леонида Парфенова (НТВ) и сериал "Берега" Набокова".
Государственный телеканал "Россия" в нынешнем году отказался
транслировать церемонию награждения "ТЭФИ", а руководитель
ВГТРК Олег Добродеев призывал вообще отказаться от
присуждения наград.
Премию
"ТЭФИ", учрежденную в 1994 году, присуждает Академия
Российского телевидения за "выдающиеся достижения в области
телевизионного искусства". В состав Академии, которую
возглавляет Владимир Познер, входят 30 крупнейших мастеров
отечественного ТВ.
21.10.2000
|
|