Добро пожаловать на сайт, посвящённый великому испанскому поэту Федерико Гарсиа Лорке!

 

 

Гарсиа Лорка в воспоминаниях современников

Сальвадор Дали.

Если разобраться, я многим обязан поэзии Гарсиа Лорки, этому смутному, разрозненному и цельному хаосу. Не могу сказать, что Лорка был умен, не в интеллнкте дело, да и вообще поэтическому гению ум не свойственен, если не противопоказан.А Лорка был воплощенным поэтическим явлением, самородком,неограненным алмазом, и оттого его поэзия так родственна фольклору.

У Лорки все становилось поэзией или спектаклем. Он разыгрывал в лицах все, что рассказывал, и особенно часто представлял свои похороны. Как любовно играл он этот спектакль! " Смотрите,- говорил он,- вот что со мной будет, когда умру." И начинал какой- то "горизонтальный" балет:тело его, несомое на гранадское кладбище, то дергалось, то колыхалось, повторяя траекторию гроба и дороги, идущей под гору. Помню его лицо- оно наводило ужвс,- отмеченное печатью рока в те минуты, когда он ложился и изображал себя после смерти- все стадии разложения поочередно: первый день, второй, третий, четвертый, пятый.И черты его. не отличавшиеся даже правильностью,вдруг озаряла изнутри какая-то особенная радость и красота. Федерико в подробностях описывал гроб, показывал, как именно опустится крышка и как тронется траурная процессия к кладбищу по улицам его родной Гранады И вдруг,сполна насладившись трансом, в который повергались зрители, он вскакивал и заливался хохотом- надо было слышать этот захлебывающийся дикий хохот!- и выпихивал нас за дверь, чтобы снова улечся в постель и уснуть безмятежным сном. стряхнув, пусть ненадолго. мучительное наваждение.

Ана Мария Дали.

Кто- то сравнил Федерико с лебедем- приземистым и неуклюжим на берегу, но прекрасным в своей стихии, озаряющим светом своей красоты все вокруг.

Да, таков и был Федерико.В обыденной жизни он казался неловким и нескладным: лицо его, на редкость живое и умное. с крупными, далеко не изысканными чертами, по временам омрачала какая- то невнятная тревога.Но стоило Федерико взять в руки гитару, или сесть за рояль, или увлечся разговором, как движения его становились легки и изящны, а в очертаниях лица, в глазах, в рисунке губ проступала дотоле скрытая гармония.И небыло человека не подвлястного его обаянию.(...)Федерико преображался- и преображалось все вокруг. Так преображается озеро, когда по его глади скользит, отражаясь в воде, лебедь.Федерико со всеми держался просто,.Конечно, цену себе он знал, но заносчивости, свойственной моему брату, был начисто лишен. Еще- тоже в отличие от брата- Федерико был поразительно устойчив к влияниям. Никто не мог заставить его переменить мнение, если речь шла о важных вещах, ни за что и никогда_ Федерико оставался при своем.

Хуан Рамон Хименес.

Пяти расам (а все они- медь и маслина, белизна, темень и желтизна живут в нем) тесно в убогой телесной оболочке, и Федерико Гарсиа Лорка каждый раз неузнаваем. Он не даствам заметить изъяна. И неуклюже переваливаясь, косолапя, скроется в Аллее Грусти, а в воздухе останутся парить звуки- как влага, разбрызганная мерцающими струями фонтана.Или со всего маху врежется в закат и, рассекая тенмень, будет биться, словно шмель о стекло, о ночь- створку волшебного фонаря.

Фернандо де лос Риос прислал его ко мне в Мадрид с таким письмом:

"Мой милый поэт! Перед вами юноша-романтик. Примите его и обласкайте- он того стоит.Это один из тех, на кого мы возлагаем большие надежды.Сердечно жму вашу руку- Фернандо де лос Риос."

Гранада, 27 апреля 1919 г.

Он сел на диван- смуглый до зелени, до лиловизны, курносый, весь в родинках,- и мы заговорили про все и всех. Он глядел в одну точку и вправду походил на луну- лунный мерцающий мальчик не от мира сего, чуть отрешенный. чуть холодноватый. И родинки - как потухшие вулканы.

Рафаэль Альберти.

Оливково - смуглое лицо, широкий лоб с набегающей непокорной прядью иссиня - черных волос, блестящие глаза, открытая улыбка, то и дело взрывающаяся смехом;в облике что-то не от цыгана, нет,- от крестьянина, но из тех, каких встретишь только в Андалуссии:тот же загар, та же шумливая неуемость при внутреннейприрожденной утонченности и одухотворенности, - таким я увидел его, таким вижу всегда, когда о нем вспоминаю.

Карлос Морла Линч.

Не возьмусь утверждать, что Лорка хорош собою, но также и - что нехорош, поскольку все это не имеет значения;главное в его уж и не знаю каком лице - живость, открытость. с первого взгляда оно ободряет и успокаивает, затем привлекает и , наконец, решительно покоряет. Ни одной из тех нелепых ужимок, которыми педанты тщатся показать свою образованность.
 

Главная страница   Фотогалерея

Биография   Новости

Произведения   Разное

Рисунки   СтатьиНовости искусства      Email


 

Биография: Статья из книги “100 великих поэтов”


Лев Самойлович Осповат. Гарсиа Лорка. Жизнь Замечательных Людей.


Н.Малиновская. Самая печальная радость


Ян Гибсон. Гранада 1936 г.: Убийство Федерико Гарсиа Лорки


Светлана Никулина. Независимая Газета. Я был землей. Я – ветер…


Гарсиа Лорка в воспоминаниях современников


Подборка стихов, посвящённых Лорке

15600 рублей в месяц - решение контрольных и самостоятельных работ. Найди работу.
Hosted by uCoz